Банковский кредит – традиционный и привычный для российских компаний механизм финансирования. До недавнего времени альтернативы ему просто не существовало, поскольку рынка корпоративных облигаций, в развитых странах успешно дополняющего банковское кредитование, в России не было
ПОЧЕМУ ОБЛИГАЦИИ
Банковский кредит — традиционный и привычный для российских компаний механизм финансирования. До недавнего времени альтернативы ему просто не существовало, поскольку рынка корпоративных облигаций, в развитых странах успешно дополняющего банковское кредитование, в России не было. Однако уже в 2001 году ситуация начала меняться в лучшую сторону: с ноября мы наблюдали бурный рост рынка корпоративных обязательств, который позволил привлечь финансирование пятнадцати эмитентам. В течение 2002 года российские компании и финансовые институты привлекли на рынке корпоративных облигаций 50,65 млрд руб. — рекордный объем, более чем в два раза превышающий показатель 2001 года. Если на начало 2002 года на рынке активно торговались 47 облигационных выпусков двадцати восьми эмитентов, то к концу года число инструментов возросло до 80, количество эмитентов — до 57, то есть число выпусков практически удвоилось! Для крупных нефтяных, металлургических и телекоммуникационных компаний выпуск рублевых облигаций имеет неоспоримые преимущества перед другими формами финансирования, в частности банковскими кредитами. Вкратце можно выделить следующие преимущества корпоративных облигаций.
Широкая инвестиционная база. Пожалуй, главным отличием и главным преимуществом облигационного займа по сравнению с кредитом является участие в нем широкого круга инвесторов. Выпуск облигаций дает компании возможность заявить о себе и получить от этого дивиденды. Когда предприятие работает только с одним банком, ему достаточно сложно улучшить условия заимствования, особенно если это предприятие не является публичным и крупным заемщиком. Благодаря выходу на рынок корпоративных облигаций предприятие получает широкую известность среди потенциальных кредиторов. gСнижение стоимости последующих займов. При выпуске облигаций предприятие получает публичную кредитную историю, которую оно не может сформировать, работая с одним банком по кредитному договору. Когда заемщик своевременно осуществляет выплату купонных доходов, в полном объеме исполняет обязательства по офертам, в срок погашает свои облигации, инвесторы повышают оценку надежности такого эмитента и требуют от него меньшую плату за риск. Таким образом, процентная ставка при последующих займах понижается, и эмитент несет меньшие затраты по обслуживанию долга. Кроме того, снижение инвестиционного риска заемщика влечет за собой возможность увеличения сроков заимствований. gВозможность привлечения более «длинных» денег. Банковский кредит ввиду преимущественно «коротких» пассивов кредитора предоставляется на срок до года. На рынке корпоративных облигаций существуют инвесторы — негосударственные пенсионные фонды и страховые компании, которые предпочитают вкладывать деньги на длительный срок. Поэтому возможности привлечения «длинных» денег с рынка корпоративных облигаций при наличии сформировавшейся кредитной истории у заемщика есть и по мере развития рынка они будут увеличиваться.
ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ ОБЛИГАЦИОННОГО ЗАЙМА
Прежде чем принимать решение о выпуске облигаций, компания должна взвесить все за и против этого способа финансирования и понять для себя, насколько она готова к открытости перед инвестиционным сообществом. Ведь выпуск облигаций предполагает не только раскрытие достоверной финансовой информации, но и формулировку собственной стратегии развития, позиций на рынке, целей предстоящей эмиссии. Решение о выпуске облигаций должно приниматься, исходя из долгосрочной программы развития компании. Таким образом, прежде чем осуществить эмиссию, компания должна определить ее цели. Как правило, выпуск облигаций преследует следующие цели: gфинансирование крупных инвестиционных проектов; gформирование кредитной истории и позитивного имиджа публичной компании для выхода на международные рынки капитала или выпуска акций. Кроме того, если компания выпускает облигации впервые, она должна решить, является ли данный выпуск началом долгосрочной программы заимствований. Если ответ на этот вопрос положительный, то первый выпуск облигаций целесообразно делать на небольшую сумму (200—300 млн руб.) и срок не более года для того, чтобы заслужить себе репутацию добросовестного заемщика и снизить стоимость более существенных заимствований, равно как и увеличить их срок.
После того как компания приняла решение о выпуске, ей необходимо выбрать андеррайтера (банк или инвестиционную компанию), который поможет определиться с параметрами займа, осуществить официальную процедуру эмиссии и размещение облигаций среди инвесторов. Исходя из размеров компании и целей выпуска облигаций, эмитент совместно с андеррайтером выбирает параметры займа, оптимальные в данном случае. К параметрам займа относятся следующие. gОбъем выпуска. Определяется исходя из конкретных потребностей компании, но, как правило, составляет не менее 200 млн руб. Срок до погашения. Обычно составляет 2—3 года, но для новых эмитентов рекомендуется выпуск облигаций сроком на один год. gПериод выплаты и ставка купона. С точки зрения инвесторов предпочтительны ежеквартальные выплаты, ставка которых устанавливается исходя из конъюнктуры рынка. gНаличие оферты, то есть обязательства компании выкупить облигации у инвесторов в определенную дату по определенной цене с возможностью их дальнейшего обращения. Наличие оферты снижает для инвесторов риск инвестиций, а для эмитентов — стоимость заимствований. Для новых эмитентов рекомендуется полугодовая оферта. gСпособ размещения. Облигации могут размещаться среди заранее определенного круга инвесторов (закрытая подписка) или среди неограниченного круга инвесторов. Первый способ, как правило, предполагает внебиржевое размещение облигаций путем их выкупа андеррайтером, второй — размещение на бирже. gЦена размещения.
Может быть фиксированной или определяться в ходе аукциона по первичному размещению. Первый способ предпочтительнее для компаний, только начинающих работу на фондовом рынке, второй — для компаний, уже имеющих опыт выпуска облигаций или широко известных инвесторам. После определения параметров займа эмитент может приступать непосредственно к процедуре выпуска. В соответствии с российским законодательством о рынке ценных бумаг данная процедура включает в себя следующие этапы. Решение о размещении облигаций принимается советом директоров или общим собранием акционеров эмитента и содержит информацию относительно сроков и способа размещения облигаций, цены размещения и других параметров ценных бумаг. После принятия решения о размещении облигаций соответствующие сведения должны быть опубликованы в официальном печатном органе ФКЦБ — «Приложении к Вестнику ФКЦБ России». Не позднее шести месяцев с момента принятия решения о размещении облигаций советом директоров эмитента должно быть утверждено решение о выпуске облигаций. Решение о выпуске содержит более конкретную информацию о выпуске: в нем должны содержаться условия размещения ценных бумаг, порядок реализации закрепленных ценной бумагой прав, размер (порядок определения размера) доходов по облигациям. После принятия решения о выпуске облигаций эмитент может приступать к подготовке проспекта эмиссии облигаций. Проспект эмиссии, как и решение о выпуске, утверждается советом директоров эмитента и содержит подробную информацию об эмитенте и его ценных бумагах.
Проспект эмиссии облигаций состоит из пяти разделов, содержащих: gданные об эмитенте (полное наименование эмитента и дата его государственной регистрации, сведения об учредителях, дочерних и зависимых структурах, перечень руководителей, основной вид деятельности и позиция предприятия на рынке, анализ отрасли и конкурентов и др.); gданные о финансовом положении эмитента (годовая финансовая отчетность компании за три последних года); gсведения о предыдущих выпусках ценных бумаг (описание всех предыдущих выпусков ценных бумаг, их условий, способов размещения и др.); gсведения о размещаемых ценных бумагах (полная информация о размещаемых облигациях, включая информацию об андеррайтере и платежном агенте выпуска, порядке раскрытия информации о существенных событиях, касающихся держателей облигаций, условиях приобретения и оплаты облигаций, способе размещения, целях эмиссии, возможности досрочного погашения или оферты и др.); gдополнительную информацию (ограничения в обращении облигаций, прочие особенности и условия выпуска и др.). Подготовка проспекта эмиссии облигаций является наиболее трудоемкой работой во всем процессе выпуска облигаций.
Его правильное составление под силу лишь опытным андеррайтерам в сотрудничестве с эмитентом и требует от последнего максимальной открытости перед своим финансовым консультантом. Как правило, подготовка проспекта эмиссии занимает около месяца, после чего комплект необходимых документов отправляется на регистрацию в ФКЦБ. Для регистрации выпуска облигаций эмитент должен предоставить в ФКЦБ комплект документов, среди которых: gзаявление на регистрацию; gанкету эмитента; gкопию документа, подтверждающего государственную регистрацию эмитента; gрешение о выпуске ценных бумаг; gпротоколы собраний уполномоченного органа эмитента, на которых приняты решение о размещении и решение о выпуске ценных бумаг; gкопию устава эмитента; g проспект эмиссии облигаций; gдокумент об уплате налога на операции с ценными бумагами (в размере 0,8% от номинального объема эмиссии); gдругие документы. Документы на государственную регистрацию выпуска облигаций должны быть предоставлены не позднее одного месяца с даты утверждения решения об их выпуске. Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска облигаций или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации не позднее 30 дней с даты предоставления всех документов.
Однако, если у ФКЦБ возникают замечания к предоставленным документам, регистрирующий орган вправе отдать их андеррайтеру на исправление, не отказывая при этом в регистрации выпуска. После исправления выявленных нарушений ФКЦБ принимает документы на повторное рассмотрение. Таким образом, процесс регистрации может занять не 30 дней, а более длительное время. Одновременно с государственной регистрацией выпуска облигаций осуществляется регистрация решения о выпуске облигаций и проспекта эмиссии. После регистрации эмиссии андеррайтер может начать подготовку к размещению облигаций: переговоры с потенциальными покупателями, организацию и проведение презентаций для инвесторов, заключение договора с биржевой площадкой, на которой будет проходить размещение (если решением о выпуске предусмотрено биржевое размещение). Все эти маркетинговые мероприятия необходимы для того, чтобы создать спрос на облигации эмитента и обеспечить их размещение в полном объеме. Сам процесс непосредственно размещения/продажи облигаций может быть осуществлен не ранее чем через 14 дней после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска, при этом размещение облигаций должно быть закончено эмитентом не позднее истечения одного года с даты утверждения решения о выпуске облигаций. Средства, полученные в процессе размещения облигаций, сразу поступают на счет эмитента. Однако с точки зрения регистрирующего органа выпуск облигаций на данном этапе еще не считается завершенным.
В течение 30 дней после истечения срока размещения облигаций совет директоров эмитента должен утвердить отчет об итогах выпуска облигаций, который также направляется на регистрацию в ФКЦБ. ФКЦБ обязана зарегистрировать отчет об итогах выпуска в течение двух недель, после чего эмитент публикует в периодическом печатном издании, в котором он уведомлял о выпуске облигаций, сообщение о регистрации отчета об итогах выпуска облигаций. После официального раскрытия информации инвесторы вправе совершать сделки с облигациями эмитента на вторичном рынке. С формальной точки зрения на этом процесс эмиссии облигаций завершен. Дальнейшие шаги по выводу облигаций на биржевую площадку (РТС, ММВБ, СПВБ) и включению их в биржевые котировальные листы зависят только от желания эмитента и андеррайтера выпуска. Как правило, вывод облигаций на биржу позволяет эмитенту расширить круг их держателей и повысить ликвидность выпуска. Весь процесс эмиссии облигаций может занимать 1,5—2 месяца.
МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЛИГАЦИЙ
Российские металлурги уже давно не новички на рынке корпоративных облигаций. Магнитогорский металлургический комбинат одним из первых начал размещать рублевые облигации в 1999 году. Заработав репутацию надежного заемщика на внутреннем рынке, комбинат вышел на международный рынок капитала. В феврале 2002 года он разместил первый выпуск еврооблигаций на сумму 100 млн евро. Вслед за ММК на рынок корпоративных облигаций вышли другие российские предприятия. В течение 2002 года Выксунский металлургический завод, Волжский трубный завод, НТМК, Северский трубный завод и другие привлекли более 3 млрд руб. Крупнейшим эмитентом металлургической отрасли стал Русский Алюминий. Осенью 2002 года на ММВБ прошло размещение первого выпуска рублевых облигаций Русала на сумму 3 млрд руб. Отдельно следует упомянуть липецкий металлургический завод Свободный Сокол. До него на рынок выходили исключительно крупные компании либо предприятия, входящие в мощные финансовопромышленные группы, и Свободный Сокол стал первым примером удачного размещения облигаций относительно небольшим эмитентом. В декабре 2002 года завод, чья годовая выручка в 2001 году едва превысила 50 млн долл., разместил двухлетние облигации на сумму 350 млн руб. Российские инвесторы с интересом воспринимают облигационные займы новых эмитентов. В феврале дебютирует с первым выпуском облигаций одно из крупнейших сталелитейных предприятий — Мечел.
|