Что год грядущий нам готовит? В 2002 году российский ВВП вырос на 4,3% (против 5% в 2001 году и 9% в 2000 году), при этом в конце года экономика расти перестала. По оценкам Центра развития, стагнация производства в конце ушедшего года не перечеркивает перспектив экономического роста в 2003 году, но в очередной раз демонстрирует всю неустойчивость сложившейся модели развития и неспособность российской экономики обеспечить повышение конкурентоспособности в условиях укрепляющегося курса рубля. В годовом выражении рост российской экономики не прекратился, но темпы его значительно замедлились, и по этому показателю мы начинаем отставать не только от наших динамичных соседей — Китая и Индии, но и от большинства стран СНГ. Судя по всему, в 2003 году мы можем выйти на темпы роста ВВП в 3,8—4% при средней цене на нефть в размере 22 долл. за баррель — этот вариант прогноза наиболее вероятен. В то же время в прогнозе Центра развития на 2003 год отмечается, что при падении цен на нефть до 18 и 16 долл. за баррель возможно снижение темпов роста российской экономики до 3,4—3,6%. Таким образом, темпы роста экономики, скорее всего, еще больше замедлятся по сравнению с 2002 годом, при этом соотношение факторов роста заметно изменится. В условиях снижения цен мирового рынка на многие товары российского экспорта, а также удорожания российского импорта из-за укрепления евро возможно увеличение влияния внутренних факторов на экономический рост.
Другими словами, произойдет некоторый отход от экспортно-ориентированной модели роста 2002 года, когда, в частности, вклад прироста физических объемов экспорта в прирост промышленного производства составил около 60% против 20% в среднем за 1999—2001 годы. При этом, скорее всего, произойдет своеобразная «рокировка» факторов роста внутреннего спроса — доходов населения и инвестиций. Вследствие замораживания роста доходов бюджетников до осени и все большего сопротивления бизнеса опережающему росту доходов работников по сравнению с ростом производительности труда темпы роста реальных доходов, по оценкам Центра развития, могут замедлиться с 9% (2002 год) до примерно 5%. Вследствие увеличения потребления импорта темп роста розничного товарооборота в 2003 году, с одной стороны, будет выше темпов роста доходов (6— 6,6%), а с другой — снизится по сравнению с 2002 годом. Другая важная компонента эффективного внутреннего спроса — инвестиционная активность — пока не радует. В конце 2002 года темп ежемесячного прироста инвестиций в основной капитал упал до 0—0,4% (против 1— 1,2% в апреле—сентябре без учета сезонного фактора).
Однако скоро должен наступить перелом, в связи с чем темпы прироста инвестиционного спроса в 2003 году, по нашей оценке, повысятся до 5% (против 2,6% в 2002 году). Это должно произойти в основном благодаря выполнению инвестиционных программ Газпрома и предприятий электроэнергетики, а также возможному усилению инвестиционного спроса в сырьевых отраслях (уровни загрузки оборудования в отраслях, ориентированных на экспорт, близки к предельным, что из-за низкой инвестиционной активности в 2002 году может потребовать активизации процессов технологического обновления в текущем году). Несмотря на увеличение в 2003 году вклада внутренних факторов в экономический рост, сохранится сильная зависимость российской экономики от экспорта и действий руководителей крупных российских экспортных компаний. Эта зависимость существенна не только с позиции вклада экспортных отраслей в рост объемов выпуска (он не так велик), но и с позиции спроса на продукцию сектора, ориентированного на внутренний рынок. Поэтому важнейшее значение имеет проблема конкурентоспособности российских предприятий. Пока она снижается, о чем говорит опережающий рост импорта по сравнению с ростом производства даже в условиях сохраняющейся ценовой форы, созданной девальвацией 1998 года.
В частности, если отечественному автопрому, пользуясь повышенными пошлинами, не удастся справиться с давлением импорта и избежать «закрепления» спада, произошедшего в конце прошлого года, то темп роста машиностроения не превысит в 2003 году 0,5%, а промышленности в целом 3—3,1%. Реструктуризация российской автомобильной промышленности явно запоздала, доля новых автомобилей, выпускаемых на СП, составляет лишь около 1% от общего объема продаж. В сложившихся условиях весьма вероятна попытка повысить конкурентоспособность российского автопрома либо путем микродевальвации (что маловероятно), либо еще более жесткое ограничение импорта подержанных автомашин (вплоть до его полного запрета, как в ряде стран) наряду с дальнейшим повышением ввозных пошлин. В перспективе у России есть возможность увеличить 4процентные темпы роста экономики, но, скорее всего, это произойдет позже, а начавшийся год будет годом продолжения реструктуризации производства. К тому же необходимо учитывать снижение инвестиционной активности в 2002 году. Это значит, что обновление производства затормозилось, а еще год назад мы писали о том, что уровень загрузки конкурентоспособных мощностей (по данным опросов и обследований) уже в конце 2001 года достигал 90% практически во всех отраслях.
Мы думаем, что нынешний год должен быть годом наращивания инвестиционной и инновационной активности. Значительное влияния на рост российской экономики может оказать начало военной операции США в Ираке. В краткосрочном плане это влияние вряд ли будет очень негативным, хотя темпы роста российской экономики снизятся. При быстром поражении Хуссейна и сильном давлении США на ОПЕК нефтяные поставки на мировой рынок вырастут, а цены упадут, но вряд ли более чем на 25% (в среднем за год). При этом, по оценкам Центра развития, с учетом временного лага среднегодовые цены на газ практически не изменятся. Более значительное падение цен на нефть (до 15—16 долл. за баррель) маловероятно, так как для восстановления разрушенных мощностей и соответствующего наращивания добычи нефти Ираком потребуется время. Однако уменьшение доходов российских экспортеров может негативно сказаться на их инвестиционной активности, на темпах роста зарплат в экспортном секторе и в результате снизить темпы роста российской экономики не менее чем на полпункта.
Связанное со снижением нефтяных цен некоторое ухудшение торгового баланса вместе с ростом в 2003 году платежей России по внешнему долгу (на 3 млрд долл. по сравнению с прошлым годом) может свести к минимуму увеличение валютных резервов Центробанка, но их накопленный уровень (более 47 млрд долл.) по всем нормативам пока достаточен для поддержания стабильности валютного рынка. Покачнуть застойную стабильность российской экономики может падение цен на нефть до 15 долл. за баррель и ниже и удержание их на этом уровне более 3 лет. Осуществление этого, пока гипотетического, варианта может привести к ухудшению показателей экспортеров, банковскому кризису, появлению своеобразных «ножниц» одновременного снижения торгового баланса и притока капитала. В таком случае выходом может стать новая девальвация, которая, решив краткосрочные проблемы, одновременно резко снизит внутренний спрос и инвестиционную привлекательность экономики. Но эта угроза не ближайшего будущего. Еще есть время, чтобы избежать окончательного превращения российской экономики в сырьевой придаток мирового хозяйства.
В. Миронов Ведущий эксперт Центра развития |