«Страшная правда заключается в том, что 90% всех трейдеров постоянно теряют деньги», — с такого утверждения начинается книга известного западного автора Б. Вильямса «Торговый хаос». Книга посвящена финансовому, а не металлургическому рынку, который является непрозрачным, особенно в России
«Страшная правда заключается в том, что 90% всех трейдеров постоянно теряют деньги», — с такого утверждения начинается книга известного западного автора Б. Вильямса «Торговый хаос». Книга посвящена финансовому, а не металлургическому рынку, который является непрозрачным, особенно в России. Может ли данное утверждение быть верным для участников рынка металлов? Да, может, и связано это в первую очередь с ситуацией, которая сложилась на информационном рынке металлургической отрасли. Сегодня мы сталкиваемся с двумя главными проблемами. С одной стороны, наблюдается дефицит информации о рынке. С другой стороны, существует потребность в сжатии огромного количества рыночной информации и преобразовании ее в удобный формат для принятия решений. Ситуация осложняется тем фактом, что в ряде печатных СМИ и интернете можно обнаружить информацию или из сомнительных источников, или опубликованную с нарушением авторских правНа рынке металлов довольно высока цена любого решения, особенно если оно принято под воздействием неверно изложенных фактов.
Оценим максимальную стоимость ошибочных решений о формировании цен на черный прокат. Для наглядности допустим, что любое решение о повышении—понижении цен неверно. В 2003 году в случае сохранения нестабильности отпускных цен заводов, выражающейся в виде ежемесячного изменения на 4—15%, мы получим итоговое изменение цен в размере от 0,5 до 1,890 млрд долл. Таким образом, 2 млрд долл., или около 0,5% ВВП, — максимальная сумма переоценки или недооценки произведенного черного проката. Такую сумму или недополучат заводы, или должны переплатить потребители. Пока цены имеют тенденцию только к росту, значит, должны переплачивать потребители. В ситуации финансовой нестабильности большинства потребителей необоснованное повышение цен на миллиарды долларов может вызвать цепную реакцию в масштабах всей национальной экономики. В результате бумеранг ошибочного решения вернется обратно. Поэтому 2 миллиарда — это всего лишь одно из множества слагаемых общей цены ошибочного решенияВсем известно, что политика увеличения из месяца в месяц отпускных цен на металлопродукцию загнала в тупик, точнее сказать, на край пропасти многие металлоторговые компании, которые являются независимыми трейдерами.
На самом деле крупному предприятию все равно, как себя чувствует рядовой металлоторговец. Вопервых, большая часть выпущенной продукции все равно идет на экспорт, во.вторых, лучше развивать свои сбытовые сети, для которых независимые трейдеры — прямые конкурентыНо не все так просто. Сегодня независимые трейдеры являются индикаторами здоровья металлургического рынка. Если у них продажи падают, а отпускные цены заводов растут вместе с объемами производства, то нормальной такую ситуацию не назовешь. Особенно, если учесть тот факт, что на экспорт продукция поставляется по демпинговым ценам, которые значительно ниже цен внутреннего рынка. Чтобы выжить, металлоторговцы вынуждены применять различные нестандартные схемы ведения бизнеса, например реэкспорт металлопродукции в Россию. Таким путем потребитель получает металл по той цене, по которой он может его купить ДЛЯ КОГО ПРОГНОЗ?
Прогнозирование цен и экономической ситуации жизненно необходимоДанное направление должно быть одной из приоритетных стратегических задач. Но теперь мы подошли к другому вопросу. Кому нужен прогноз? Производителям, посредникам или потребителям? В случае идеального рынка прогноз нужен всем. В случае монополизированного рынка ответ напрямую зависит от топ.менеджеров крупных металлургических компаний Если любое решение об изменении цен они тщательно просчитывают, исходя не только из сиюминутной выгоды, то мы опять получим положительный ответ: прогноз нужен всем. Если решения принимаются «из головы», то пропадает смысл в любых прогнозах, потому что в ряде случаев такие решения будут приняты вопреки рынку, то есть цены повысятся, когда их нужно понижать или, наоборот, понизятся, когда нужно повышать. КАК УВИДЕТЬ РЕАЛЬНУЮ КАРТИНУ РЫНКА МЕТАЛЛОВ
Рынок — это природное явление, и он не поддается прогнозированию с большой точностью. Здесь можно привести пример прогноза погоды, на который ежегодно в мире тратятся миллиарды долларов, но при этом нет ни одного человека, довольного достоверностью предсказанийРазвитие экономической ситуации в металлургии зависит от очень многих факторов: стоимости энергоносителей, финансового положения потребителей, тарифной политики МПС, мировой ситуации на рынке металлов, курса основных мировых валют, политической стабильности, налогового законодательства, уровня благосостояния населения и т.п. Список можно продолжать бесконечно, и здесь важно отметить следующее обстоятельство: ни одна математическая модель не сможет учесть все факторы. Поэтому любое прогнозирование будет основано на модели, которая только частично отражает реальностьПрогноз будет одной из плоских проекций объемной картины рынка
Как увидеть сегодня реальную картину рынка металлов? В основном промышленные предприятия и торговые компании будут удовлетворены стандартным набором данных: цены, производство и фактическая отгрузка крупных предприятий. Конечно, никто не будет возражать, если в дополнение к указанной информации будут предоставлены прогнозы всех этих параметров и общеэкономической ситуации в целом. Но стандартные подходы не учитывают того, что помимо крупных предприятий и крупных потребителей есть еще часть рынка, которая приходится на небольших потребителей и металлоторговые структуры
Некоторые промышленные холдинги создают свои системы анализа рынка, которые построены на сборе информации в регионах при помощи корреспондентских сетей. Собранная информация обрабатывается и анализируется. Ни для кого не секрет, что стала реальностью разведка — сбор сведений о действиях крупных конкурентов. Но, как бы мы не увеличивали количество корреспондентов в регионах, мы никогда не сможем наладить нормальное видение того самого реального рынка, который состоит из небольших и средних потребителей. Мы опять получим одну из проекций рынкаИзвестный русский путешественник Федор Конюхов, объясняя, как он один и без посторонней помощи преодолевает большие расстояния через океаны, говорит, что пытается не противиться стихии, а становится ее частью — он начинает ее чувствовать. Самую близкую к реальности картину рынка металлов можно увидеть, если овладеть искусством чувствовать рынок. Для того чтобы чувствовать рынок, одной интуиции недостаточно
Требуются инструменты наблюдения за рынком, или инструменты сбора и анализа информации. Такие инструменты должны отвечать трем главным требованиям. Первое — это достоверность информации. Второе — большой объем информации, достаточный для анализа. И третье — должна быть разработана и внедрена технология добычи ценной информации. Как у Маяковского, «из 1000 тонн словесной руды» нужно перебрать огромное количество информации, чтобы получить то ценное зернышко или тот ценный материал, который представляет практический интерес и может служить основанием для действий
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКА Сегодня мы развиваем два направления. Первое — это ежемесячный обзор «Мониторинг и прогнозирование цен», издаваемый совместно с корпорацией Чермет и компанией Маркетинг.Союз. В нем отражены основные виды металлопродукции: оцинкованный лист, катанка, горячекатаный и холоднокатаный лист, арматура, круг, квадрат, балка и т.пВторое направление базируется на сборе информации через интернетЕжемесячный мониторинг рынка ведется с трех разных позиций: индексы внутренних и мировых цен (рис. 1), сравнение средневзвешенной отпускной цены заводов.производителей, рыночных цен, публикуемых в интернете и рыночных цен Московского региона (рис. 2), а также мониторинг отпускных цен заводов (рис. 3). По каждой позиции осуществляется прогнозирование на три месяца вперед
Для прогнозирования используются два метода: математическое моделирование согласно приведенной в данной статье методике и математическое моделирование с учетом индексов активности рынка. К тому же мы внедряем в модель прогнозирования цен теорию игр, которая активно используется во всем мире для процессов экономического моделированияМетодика прогнозирования развивается со временем, поэтому в течение года точность прогнозов будет увеличиваться. Для заводских отпускных цен мы приводим только математическую тенденцию изменения. Здесь очень многое зависит от субъективных факторов — от того, как аналитики заводов оценивают рынок, и следовательно, в ряде случаев эта тенденция может не подтвердиться
Сегодня одним из инструментов восприятия рынка может быть интернетСам по себе интернет не дает рекомендаций, как действовать. С одной стороны, с его помощью можно увеличить продажи или, наоборот, оптимизировать снабжение, чтобы экономить на закупках, поскольку он дает возможность создания корпоративных сайтов или электронных торговозакупочных систем. С другой стороны, одно из интересных направлений использования интернета — это оперативное наблюдение за живым настоящим рынком средне. и мелкооптовой торговли металлопрокатом. В течение месяца изменение цены на арматуру или любую другую позицию может достигать 15%. Так, очень часто в каком.либо регионе (в основном, Московском) бывают завышенные, по сравнению со среднероссийскими, цены; периодически в течение недели или месяца, например, на Урале или на юге цены растут или падают относительно среднего уровня. Информация о таких изменениях очень ценна и для тех торговцев, которым надо срочно сбыть продукцию, и для тех, кто хочет установить наиболее приемлемые для рынка цены
ВИДЕТЬ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ «Если вы видите в любой конкретной ситуации только то, что видят все остальные, вы можете считать себя не представителем своей культуры, а ее жертвой.» (Б. Вильямс, «Торговый хаос»). Мы желаем, чтобы участники рынка металлов видели больше, и с разных точек зрения. Предстоит проделать большую работу, чтобы поставить анализ рынка металлов и формирования цен на металлопродукцию на серьезную основу. Этого можно достичь только вместе, поэтому мы призываем все заинтересованные стороны к сотрудничествуУ нас есть надежда на то, что завтра ни у кого не будет впечатления, будто отпускные цены некоторых заводов могут жить сами по себе, независимо от состояния внутреннего рынка, а серьезное отношение к анализу и прогнозированию экономической ситуации вернется на заводы бумерангом экономической стабильности и устойчивого развития
В. Ковшевный, Р. Назаров Интеллектуальные ресурсы, МИСиС
|