Итак... Пожалуй, трудно придумать, каким еще словом можно было бы начать сообщение о событии, которое состоялось в Москве, в Хохловском переулке 11 июня 2003 года. Как гласят строки пресс(релиза, «главы компаний «Северсталь» и «ЕвразХолдинг» Алексей Мордашов и Александр Абрамов подписали генеральное соглашение об объединении усилий по реализации трубного проекта». В рамках представленного прессе проекта местом производства труб большого диаметра определен не Нижний Тагил, а город Колпино Ленинградской области. Стороны заявили о совместном строительстве Ижорского трубного завода. Таким образом, проект будет реализовываться не просто при непротивлении, а при активном содействии до недавнего времени серьезных конкурентов на будущем рынке труб большого диаметра — Северстали и ЕвразХолдинга. Событие, прямо скажем, неординарное.
Не так много примеров знает молодая российская рыночная экономика, когда результатом конкурентной борьбы явилось бы не поглощение одного из конкурентов, не ценовая война, не вмешательство государственных органов, а добровольное объединение основных участников. Возможно, одной из причин именно такого — мирного — развития событий явилось то, что обе стороны пока имеют реальный продукт только в планах. Действительно, создание производства труб большого диаметра для магистральных нефте( и газопроводов (МНГП) — одна из наиболее сложных и комплексных задач для российской металлургии. Точнее говоря, речь идет о МГП, поскольку ситуация с МНП в достаточной степени прозрачна и позволяет нефтяным и транспортирующим компаниям, не выходя за границы Российской Федерации, наиболее прогрессивным методом тендеров решать задачи поставок труб.
Создание производства труб для МГП, в соответствии с имеющимися сегодня в России производственными мощностями, предусматривает: • освоение на металлургических предприятиях современных марок сталей, удовлетворяющих по коррозионной стойкости и классу прочности не только сегодняшним, но и завтрашним требованиям, что обусловлено жесткой конкуренцией с зарубежными производителями; • строительство (в данном варианте — реконструкция имеющегося) стана горячей прокатки 5000; • строительство завода по производству труб большого диаметра, о чем собственно и шла речь на пресс(конференции. Каждая из трех перечисленных составляющих сложна сама по себе и требует значительных финансовых затрат. Комплексное же решение всей проблемы в рамках и силами одного предприятия выглядит особенно трудно осуществимым. Именно поэтому в свое время проблема получила статус государственной, и государство же инициировало конкурс на выбор места для реализации проекта. Хотя с формальной точки зрения следует признать, что в самой проблеме производства труб для МГП заключен некий парадокс. Ведь, по сути, речь идет лишь об одном типоразмере труб — диаметром 1420 мм (в соответствии с ТЗ Газпрома длиной 18 м с трехслойным полимерным покрытием).
Отнимем от 1420 двести миллиметров и получим действующее производство, не так давно решившее последнюю из технических проблем — нанесение соответствующего покрытия. Наверное, поэтому так долог оказался путь к созданию российского производства этого продукта. Ведь даже получив государственное одобрение проекта строительства ЗТБД в Нижнем Тагиле, ЕвразХолдинг так и не сумел достичь взаимоприемлемых договоренностей с основным заказчиком. Тем не менее можно считать, что период конкуренции проектов (который не закончился определением в качестве площадки ЗТБД Нижнего Тагила, ведь Северсталь продолжала реализацию собственного проекта, кроме того, та же Северсталь явилась инициатором впоследствии распавшегося Альянса(1420, Волжский трубный завод не прекращал деятельности по продвижению на рынок спиральношовных труб большого диаметра) на сегодня пройден и его откорректированным жизнью итогом стало новое объединение. Подписано соглашение о партнерстве между Северсталью и ЕвразХолдингом, в рамках которого будет осуществлено на паритетных началах строительство Ижорского трубного завода ориентировочной стоимостью 130 млн долл. (часть работ по строительству уже осуществлена Северсталью). Оставим арифметику экономистам, они в ней доки, пусть делят пополам 130 миллионов, из полученного результата вычитают половину стоимости 55(процентного пакета акций ЕвразХолдинга в ЗТБД, которую по условиям соглашения должна выкупить Северсталь...
Если полученная цифра дает некоторое новое понимание происходящего, интересно было бы его узнать. Уделим внимание технической стороне вопроса. С этой позиции объединение выглядит — не найти более удачного слова — элегантным. Поясним свою точку зрения. За время «конкурентной» борьбы каждая из двух сторон прошла свой путь, и эти пути, что характерно, параллельными не были. В то время как Северсталь ускоренно занималась реконструкцией ижорского пятитысячника, на время отставив в сторону строительство трубного завода, НТМК решал проблему строительства установки непрерывной разливки стали, в итоге заключив договор с компанией VoestAlpine на поставку МНЛЗ. В рамках объявленного объединения оба эти направления оказываются задействованными. По технологической схеме выплавка стали и непрерывная разливка производятся на НТМК, затем слябы транспортируются на стан 5000 Северстали, а горячекатаный лист передается на трубный завод, являющийся в равных долях собственностью участников соглашения.
При этом и МНЛЗ в Нижнем Тагиле, и северстальский стан 5000 в Колпино остаются за юридическими рамками генерального соглашения, находясь в собственности участников. С одной стороны, это позволяет ЕвразХолдингу производить и продавать большее количество слябов, чем потребно для производства 450 тыс. т ТБД, а Северстали — катать на стане 5000 дополнительно до 400 тыс. т в год судостали либо широкого листа иного назначения (мощность стана будет доведена до 850 тыс. т в год) и экспортировать его морским путем, минуя железнодорожные перевозки. С другой стороны, это обстоятельство — определенная гарантия того, что, как заявили участники пресс(конференции, в рамках соглашения поставки слябов и толстого листа будут осуществляться по рыночным ценам. Срок пуска производства ТБД, объявленный на пресс(конференции, — начало 2005 года. Срок очень короткий, если иметь в виду, что две основных части проекта — МНЛЗ в Нижнем Тагиле и собственно трубный стан еще не построены, но в качестве обоснования были приведены следующие доводы: скорое завершение реконструкции стана 5000 силами Северстали, контракт НТМК с фирмой Voest(Alpine на строительство МНЛЗ, предусматривающий в случае срыва срока строительства значительную неустойку, подведение уже в конце июля 2003 года итогов тендера на поставку трубного стана.
Так что ждать результатов осталось совсем недолго. Пока остается за рамками детального обсуждения судьба Завода по производству труб большого диаметра в Нижнем Тагиле. Реализация этого проекта, также на паритетных началах НТМК и Северсталью вместе с остальными акционерами ЗТБД, отложена сторонами до возникновения соответствующей рыночной конъюнктуры. Наиболее весомый довод в пользу того, что этот проект будет реализован, прозвучавший на пресс(конференции, — это состояние трубопроводной системы России, которое рано или поздно приведет к необходимости широкомасштабных работ по замене трубопроводов.
Металлопрокат, трубы
|