Крупнейшим потребителем продукции черной металлургии на внутреннем рынке является машиностроение и металлообработка, поэтому именно конъюнктура в этой отрасли во многом определяет динамику внутреннего спроса на металлы. В конце прошлого года в отрасли шло устойчивое сокращение производства, определяемое как резким спадом в автомобилестроении, так и снижением выпуска инвестиционного оборудования. Причина общеизвестна — низкая конкурентоспособность отечественной продукции, усугубляемая по мере укрепления рубля. С автомобилестроением злую шутку сыграло и ускорение ввоза подержанных иномарок перед осенним повышением пошлин. Однако в первые месяцы текущего года ситуация в отрасли начала быстро улучшаться. В январе — апреле уровень среднесуточного выпуска увеличивался на 1,2% ежемесячно (сезонность устранена), в результате по итогам четырех месяцев объем производства составил к соответствующему периоду прошлого года 105,7%. Такой результат стал возможен благодаря следующим факторам: • переходу к росту инвестиционного и потребительского спроса, ежемесячный прирост составлял в январе — апреле 1,0 и 1,7% соответственно; • росту евро по отношению к доллару, что поддержало ценовую конкурентоспособность отечественных товаров по сравнению с импортом из стран еврозоны; • постепенной распродаже запасов автомобилей и, как следствие, возобновлению работы конвейеров автозаводов в нормальном режиме. В ближайшие месяцы конъюнктура в машиностроении будет определяться действием противоречивых факторов: • с одной стороны, расширяется инвестиционный и потребительский спрос на продукцию машиностроения, причем следует ожидать сохранения этой тенденции в течение всего II квартала; кроме того, растет экспорт машин и оборудования; • с другой стороны, форсированное укрепление рубля снижает ценовую конкурентоспособность российских товаров, одновременно наблюдается ускоренный рост внутренних цен в секторах, производящих материалы для машиностроения (в черной металлургии рост цен за январь — апрель составил 15%, что вывело отрасль в ценовые лидеры); в результате снижается рентабельность машиностроительных предприятий, в среднем по отрасли она уже подобралась к отметке 3—5%. Действие отмеченных негативных факторов с высокой вероятностью приведет к торможению роста в отрасли уже к началу II полугодия (или даже раньше). Тем не менее хороший старт начала года позволит при благоприятных условиях (удержании укрепления рубля в указанном выше диапазоне) достичь в 2003 году прироста производства в 6,8—7,3%. Если же укрепление рубля будет более значительным, следует рассчитывать на 5,0—5,5%. С учетом тенденций, складывающихся в других отраслях — потребителях продукции черной металлургии (строительство, транспорт, промышленность стройматериалов и др.), годовой прирост спроса на черные металлы (без учета изменения запасов) оценивается при благоприятном развитии событий в 7,0—7,4%, при ускорении укрепления рубля — в 5,9—6,3%. Стоит, однако, подчеркнуть, что расширение спроса в указанных пределах возможно лишь в случае прекращения роста цен внутреннего рынка на металлы . В. Сальников, ведущий эксперт ЦМАКП |