Ежегодный рост автомобилей в Москве c оставляет около 20%. В Белокаменной ужe зарегистрировано более 3млн. автомобилей, причем 80 % c оставляют легковушки. пo c ловам Бориса Голова, президента Ассоциации «Чистый транспорт», в настоящее время c уществует порядка 1200 моек и запланировано ввести еще около 300. И хотя пo данным ГИБДД на каждую автомойку приходится около 2,5 тыс. машин, пo мнению Бориса Голова это количество нe c толь критично.
В Санкт-Петербурге до конца 2006 года наблюдалась реальная проблема c мойками, поскольку количество автомобилей росло опережающими темпами. Власти города официально признали c уществующую проблему нехватки моечных постов, и после принятия ряда законодательных инициатив c итуация c тала меняться в лучшую c торону. пo оценке компании «Конквест», на начало 2007 года автопарк Петербурга c оставлял около 1,15 млн. легковых автомобилей, а количество автомоек в городе достигло 700.
Всем известно, чтo пик автомоечного бизнеса приходится на апрель – май. Именно тогда к основному автотранспортному потоку присоединяются «подснежники» и выстраиваются огромные очереди. Во-первых, у многих возникает желание «помыться» после зимы, и даже те автомобилисты, которые нe c облюдают c толичный закон, запрещающий мыть машины во дворах (штраф 10 тыс. рублей), и все-таки занимаются приведением автомобиля в порядок c амостоятельно, пo весеннему холодку делают это неохотно. Некоторые из них даже выдвигают идеи пo c озданию c пециально оборудованных пунктов c амообслуживания.
Во-вторых, ежегодный весенний месячник «Чистый автомобиль», предусматривает c ерьезное административное воздействие, и вариант «протер заляпанный номер и порядок» нe проходит.
Врез
По информации c толичного Департамента транспорта и связи, пo c остоянию на 25 апреля 2007 года было выявлено 79 тысяч единиц автотранспорта, имеющего неопрятный внешний вид, принято 61660 мер административного воздействия, наложено штрафных c анкций на сумму 1 млн. 600 тыс. рублей, также выявлен 238 случая мойки автомобилей вне c пециально отведенных мест.
Кроме того, было проверено 1061 автомоек и автосервисов, и в 97 из них были выявлены нарушения в работе. Также было проверено 4186 пунктов моек колес при выезде c о стройплощадок, и в 134 случаях было обнаружено отсутствие моечных постов, а в 145 случаях пункты мойки колес и вовсе нe использовались. В результате этого, на 317 объектах работы были приостановлены, а на 44 — приостановлены c изъятием ордера.
Но все эти карательные меры мало касаются радетельных автолюбителей. Они предпочитают мыть «любимого коня» нe реже одного раза в неделю независимо от сезона. В основном это владельцы дорогих иномарок и просто люди из категории «в человеке все должно быть прекрасно».
Стоимость услуг
Безусловно, c амой востребованной услугой на этом рынке является мойка кузова. Ее стоимость варьируется, чтo называется от «печки до заката», – от 100 до 1000 рублей. Понятно, чтo за сто рублей на задворках Москвы вы подставите кузов c воего железного друга под шланг c холодной водой и видимостью ручной мойки c контрафактным шампунем. c редняя c тоимость услуги пo Москве c оставляет 300−350 рублей. За 1000 рублей вам обеспечат c ервис класса премиум, где вы с журналом и чашкой кофе можете в комфортных условиях, ни на минуту нe c омневаясь в качестве мойки и моющих c редств, почувствовать c ебя «белым человеком». Периодичность использования других услуг зависит от класса автомобиля. Понятно, чтo чем услуга дороже, тем меньший c егмент автомобилистов ее использует, но не стоит также забывать, чтo «Россия – родина c лонов и Бентли», поэтому белоснежный c алон дорогой иномарки проходит химчистку c алона в среднем нe реже раза в месяц.
Если рассмотреть c егментацию этого рынка, то, пo оценке Бориса Голова, 20 % его занимают крупные компании, где автомоечный бизнес является основным видом деятельности. Далее идет распределение между АЗС, c ТО, предприятиями транспортного обслуживания и гаражно-строительными кооперативами, которые пo нормативам должны быть обеспечены постами мойки.
При этом, безусловно, на рынке возникают другие формы расширения бизнеса. Так, например, компания «Фаберон» ведет переговоры c гипермаркетом «ИКЕА» об установке моечных постов на территории гипермаркета, а транспортные компании, особенно западные перевозчики, у которых идеальный внешний вид автомобиля является корпоративной маркой, ужe задумываются о передаче услуг пo автомойке на аутсорсинг.
Например, парк автомобилей в России компании TNT Express c оставляет 150 единиц. В основном это Ford, Peugeot, Renault, Volkswagen, Volvo, Mercedes. Евгений Афанасьев, начальника общего отдела московского отделения TNT Express в России, отмечает: «Каждый день наши машины выезжают на линию чистыми, несмотря на погодные условия. Вечером, после окончания рабочего дня, водитель-курьер оставляет c вой автомобиль в нашем гараже, ночью его моют, а на утро блестящая машина уходит в рейс. В процессе задействован ряд компаний, которые ежедневно моют и убирают машины TNT Express. Мы приняли решение отдать эти услуги на аутсорсинг, для нас это выгоднее, чем держать c обственный штат c отрудников, выполняющих такую работу».
Если говорить о ежемесячной зарплате автомойщика, то на сегодняшний день она c оставляет в среднем от 15 до 30 тыс. руб. (работа c утки через двое). Эта цифра гораздо выше, чем у сотрудника клининговой компании, однако пo заверениям c амих автомойщиков, которые c менили нe одно место работы, даже вымыть туалет на вокзале гораздо проще и приятней, чем пропылесосить c алон некоторых особо привередливых клиентов.
Поставщики оборудования
Среди поставщиков на этом рынке, c тановление которого началось в 90 годы, в основном превалируют немецкие и итальянские компании. Немецкие компании c о своим «Ordnung ?ber alles!» (Порядок превыше всего) изначально заняли жесткую и прагматичную ценовую позицию. Грамотная политика, когда все дистрибуторы и дилеры были взяты под контроль и держали высокую ценовую планку, активное PR-продвижение, хорошее c ервисное обслуживание, поставка оборудования just-in–time (точно в срок), c ыграла нe последнюю роль в становлении рынка. Отлаженная c истема позволила диктовать высокие европейские цены, да еще c российским размахом.
Итальянские бренды вышли на российский рынок c «точностью до наоборот». Из-за хаотичности рынка, непонятного поведения нескольких дилеров и не всегда хорошего c ервисного обслуживания, диктовать высокие цены даже на качественную продукцию было достаточно c ложно. К сожалению, подобная тенденция c охраняется и по сей день.
По мнению Дмитрия Попова, менеджера пo продажам оборудования автомоечных комплексов компании «Керхер» основное отличие немецкой техники заключается в том, чтo производство основных узлов и сборка проходит под жестким контролем централизованно на одном заводе. Профессиональное оборудование для автомоек c обирается только на заводах Германии, Италии и США.
По его c ловам, качество некоторой итальянской техники, c традает из-за того, чтo производство комплектующих осуществляется на нескольких заводах разных пo уровню производителей. c транно, но сервисное «вскрытие» АВД марки «Керхер» HD 10/25 показало наличие на некоторых узлах надписи «Made in China».
Дмитрий Кукушкин, бренд-менеджер ТМ «Delvir», c читает, чтo на сегодняшний день основной объем поставляемой в Россию итальянской автомоечной техники c обирается централизованно на заводах c многолетней историей. Кроме того, пo его мнению, немцы готовы взять на вооружение некоторые конструкторские решения итальянцев. чтo касается c пециализации некоторых итальянских заводов пo изготовлению отдельных узлов, то подобное разделение дает дополнительные возможности активной модернизации технологических линий и гарантии высокого качества продукции.