С прошлого года «АвтоВАЗ» и «Северсталь» никак не могут договориться от отпускных ценах на автопрокат
Война автопроизводителей и металлургов, начавшаяся впервые в августе 2008 года, разгорелась с новой силой в минувшем декабре. Впервые в открытое противостояние из за цен стороны вступили накануне кризиса 2008 года – тогда дело закончилось обращением автозаводов к вице-премьеру Игорю Сечину. Ситуация вновь накалилась летом 2009 го, в самый разгар падения российского автомобильного рынка. На этот раз арбитром выступил лично премьер-министр Владимир Путин. Как известно, в обоих случаях проиграли автозаводы. Новый виток конфронтации пришелся на декабрь 2010 го. Объединение автопроизводителей России («АвтоВАЗ», «Соллерс», «Группа ГАЗ» и «КамАЗ») подготовило коллективную жалобу на действия металлургов на имя министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко. Автопроизводители уверяли, что металлургические комбинаты собираются поднять цену на прокат с 2011 года не менее чем на 40%. Однако ведомство Христенко жалобу так и не получило – автопроизводители не смогли договориться даже между собой. В итоге со своими претензиями к металлургам «АвтоВАЗ» обратился в Федеральную антимонопольную службу, а «Соллерс» – в Минэкономразвития. Суть обвинения автопрома в адрес металлургов состоит в том, что последние повышают отпускные цены на металлопрокат, несмотря на то что рентабельность у российских металлургических комбинатов гораздо выше, чем у автозаводов. Здесь есть доля правды, но так работают производственные цепочки во всем мире: автопром и машиностроение в целом менее рентабельны, чем металлургия, а самую высокую прибыль извлекают поставщики сырья. Поэтому аргументация автопрома, основанная на разнице в рентабельности в смежных отраслях, по всей видимости, некорректна. Позиция металлургов, пожалуй, выглядит более убедительной. В качестве аргументов приводятся рост тарифов, повышение отпускных цен на руду и уголь, а также рост мировых цен на сталь. Например, по данным «Металл-курьера», цена тонны аглоруды в 2010 м выросла в три раза – до 1475 рублей, а концентрата коксующегося угля – на 14,6%, до 5680 рублей. При этом подорожание автолиста, к примеру, на 20% приведет к росту стоимости автомобиля на 1%, сходятся во мнении участники рынка. В то же время российский авторынок в настоящее время растет, а значит, повышение цен на сталь если и отразится на рентабельности автозаводов, то незначительно. Впрочем, усилия «АвтоВАЗа» так ни к чему и не привели. ФАС встала на сторону металлургов, не усмотрев в их действиях криминала. В итоге «АвтоВАЗ» заключил с «Северсталью» соглашение о поставках до конца февраля. Цена на металл для автозавода выросла на 30%. С другим своим крупным поставщиком – Магнитогорским металлургическим комбинатом – автозавод договорился еще в минувшем декабре. Детали контракта стороны не комментировали. А «Соллерсу» в конце января даже пришлось останавливать конвейер Ульяновского автомобильного завода. В итоге, чтобы запустить производство, компания согласилась на требуемое «Северсталью» повышение цены на 20%.
Полина Егорова
|